Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Меняющийся мир меняет отношение к проблеме детей и родителей. Одним из новшеств последних лет стало суррогатное материнство, правовая природа которого и связанные с ним этические проблемы продолжают оставаться в центре внимания общественности. Недостаток правового регулирования приводит к ряду проблем, носящих уже не только моральный, но и юридический характер.

Суть суррогатного материнства

По своей сути суррогатное материнство признается вспомогательной репродуктивной технологией, в процессе реализации которой женщина (суррогатная мать) принимает на себя обязательство выносить ребенка, а после рождения передать его генетическим родителям на усыновление. Практика реализуется на основании договора, заключенного между матерью и биологическими родителями. Это определение можно найти в российском законодательстве, технологию следует отличать от более распространенного и не вызывающего вопросов ЭКО.

Этические проблемы

Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Отход от стандартной модели материнства вызвал ряд этических проблем, имеющих разный характер — от правового до психологического. Некоторые из них постепенно решаются, некоторые продолжают создавать недоверие к институту. Этические проблемы суррогатного материнства порождают недоверие к институту и их понимание необходимо. Особенно непримиримо к репродуктивной технологии относятся основные религиозные конфессии.

Проблема установления идентичности ребенка

В ранний период созревания психики и ребенка происходит процесс самоидентификации, определения взаимоотношений в системе «Я-Мир» и важным этапом самоидентификации становится установления отношений между собой и родителями. Если ребенок сталкивается с существованием двух матерей, а это возможно, если не сохранена конфиденциальность, у него возникают проблемы с психическим развитием, может снизиться самооценка.

Проблема конфиденциальности

Существует понятие «тайна усыновления». Далеко не всегда в процессе реализации технологии суррогатного материнства удается ее сохранить. При этом утечка информации, донесение правды до ребенка возможно не только со стороны суррогатной матери, скучающей по малышу. Часто тайну раскрывают родственники или соседи, действующие из различных побуждений. При этом международные принципы призывают обязательно посвятить ребенка в тайну его рождения, что порождает правовые коллизии.

Психологические проблемы биологических родителей

Морально-этические проблемы суррогатного материнстваРодители, которым необходимо пройти через процедуру усыновления собственного малыша, не всегда бывают готовы к психологическим испытаниям. Первым из них становится постоянное беспокойство, терзающее их весь период вынашивания, связанное со следующими проблемами:

  • родится ли ребенок здоровым;
  • как на него повлияют биологические и психологические параметры, генокод матери;
  • не откажется ли она оформить усыновление.

Когда эти проблемы решаются, родители могут испытывать давление семьи и общества, а все сложности, связанные с воспитанием ребенка, относятся на влияние на него матери, родители не готовы признавать свою ответственность и это создает дополнительные проблемы в общении их с сыном или дочерью.

Матка напрокат

Морально-этические проблемы суррогатного материнстваЧасто психологические проблемы возникают и у суррогатной матери, общество не готово принять сдачу матки напрокат за деньги. Суррогатное материнство морально тяжело для женщины, решившей выносить малыша, оно часто осуждается обществом, ее друзьями и семьей. Социальное окружение может сделать жизнь молодой женщины невыносимой. Также возникает сложное восприятие любых связанных с суррогатным материнством проблем в случае возникновения судебных споров, суды могут признать договор ничтожным.

Читайте также: Сколько платят суррогатным матерям?

Тайна рождения

Уровень конфиденциальности не всегда бывает достаточным. А неверное информирование ребенка о его происхождении может создать правовые проблемы. Законодатель не требует сообщать малышу, кто именно его суррогатная мать, и, когда он вырастет, он может начать искать ее, чтобы понять, кем он является на самом деле.

Купля-продажа детей

Возникают и серьезные проблемы, связанные с незаконным бизнесом купли-продажи детей. СМИ пестрят сообщениями о создании подпольных синдикатов, где множество женщин рожают детей для их последующего усыновления, например, в Китае. Понятно, что это недопустимо, но сам факт продажи ребенка по договору многими воспринимается негативно, некоторые видят в этом даже уголовное преступление.

Угроза для здоровья женщины и ребенка

Медицинские проблемы могут быть и этическими. Но в большинстве случае суррогатное материнство создает большие проблемы для матери, чем естественные, организм отторгает ребенка с чужим генокодом, токсикоз и иные свойственные беременности проблемы становятся более выраженными. После усыновления послеродовая депрессия еще более усиливается, что может привести к серьезным психологическим проблемам.

Возможность рождения больного ребенка

Генокод суррогатной матери не всегда очевиден и ученые пока не могут точно сказать, как именно он повлияет на вынашиваемого ребенка. При этом достаточно часто психологические проблемы матери влияют на эмбрион, он не дополучает ее эндорфинов и как это отражается на здоровье малыша, пока не ясно. Также неизвестно, могут ли  заболевания матери или болезни, свойственные ее семье, проявиться в малыше.

Аргументы в поддержку программы

Современная демографическая ситуация, уменьшение числа женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, каждый шестой брак в стране бесплоден, часто и после рождения первого ребенка женщина теряет возможность рожать. Частое бесплодие приводят к необходимости использования вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе, суррогатного материнства. Сторонники репродуктивной технологии апеллируют именно к необходимости решения демографической проблемы, в том числе, упоминают о том, что каждая женщина должна испытать радость материнства. Часто необходимость родить ребенка от суррогатной матери вызывается смертью биологического отца, перед которой проводится криоконсервация эякулята и это позволяет получить от него ребенка, продолжателя рода.

В январе 2021 года глава Союза староверов выступил в поддержку суррогатного материнства.

Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Что говорят противники

Противники суррогатного материнства предлагают свои возражения. Они в основном перечислены выше, среди основных:

  • психологические проблемы суррогатной матери и биологических родителей;
  • правовая неурегулированность;
  • необходимость получать согласие на усыновление, что может привести к шантажу;
  • возникает этическая проблема, связанная с куплей-продажей людей и коммерческим использованием человеческих органов;
  • проблемы с конфиденциальностью;
  • риск рождения больного малыша.

Эти проблемы существенны, но они, в России, в основном, решаются на практике. Но большинство из них приводит к тому, что законодательной материнство в ряде стран запрещается на законодательном уровне.

Отношение религии

Основные конфессии относятся к проблеме по-разному. РПЦ выступает жестко против, она не считает это вспомогательный репродуктивный метод (ВРМ) нравственно оправданным, считает, что такое рождение пагубно скажется на духовной целостности и физическом здоровье личности, об этом говорится в Основах социальной концепции РПЦ.  Из всех новых технологий Церковь признает только искусственное оплодотворение половыми клетками супруга. Также Церковь поднимает проблему безответственно материнства, подрыв института традиционной семьи, психических проблем ребенка. Крещение ребенка, рожденного таким путем, по мнению служителей церкви, возможно только после покаяния родителей.

Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Ислам стоит на столь же жестких позициях, прямо запрещая суррогатное материнство. Он видит в нем прелюбодеяние, отказ от принципа рождения ребенка только людьми, состоящими в браке, нарушение генеалогических линий. В исламе человек должен иметь право на родословную, суррогатное материнство подрывает ее целостность.

Иудаизм готов допустить суррогатное материнство как вынужденную меру, если все другие способы рождения ребенка исчерпаны.  Также н поднимает вопрос о том, является ли суррогатная мать еврейкой и, если нет, ребенку потребуется пройти гиюр (посвящение в иудаизм).

Буддисты считают эту репродуктивную технологию оправданной, если она никому не приносит страдания.

Международные этические принципы

На уровне международно-правовой регламентации в рамках работы Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (ESHRE) сформировалось следующее отношение к проблеме (принципы суррогатного материнства):

  • нельзя платить за ребенка, родители должны оплачивать только питание и медицину, необходимые гигиенические принадлежности, процедуру родов;
  • женщина-мать должна сознавать свою ответственность и руководствоваться интересами ребенка;
  • ребенок должен знать правду о своем рождении.

Пока эти принципы не нашли своего отражения на уровне международного законодательства, но каждая страна по-своему интерпретирует их в своих правовых нормах.

Отношение европейского сообщества

Евросоюз не признает суррогатное материнство на коммерческой основе, в ст. 3 Хартии основных прав Европейского союза говорится, что в области медицины и биологии существует запрет на использование человеческого тела и его частей в качестве источника финансовой выгоды. Этот документ ратифицирован 26 странами. Каждая из европейских стран регулирует эту технологию по-своему, так, даже некоммерческое суррогатное материнство запрещено в Финляндии, во Франции, в ФРГ. При этом в Греции и в Грузии все формы НРТ являются законными.

Правовые аспекты суррогатного материнства

В российском законодательстве суррогатное материнство регулируется ст. в ч.9 ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Но сам договор не получил отражения в ГК РФ, он рассматривается как подвид договора услуг или подряда. Ряд вопросов не урегулирован законом, неясно, будет ли рождение больного или мертвого ребенка признано ненадлежащим выполнением обязательств. Не регулирован запрет на отказ от ребенка, когда матери приходится думать о будущем чужого малыша. С точки зрения закона, возможно да, с точки зрения этики — однозначно, нет. Этические проблемы новых репродуктивных технологий влияют и на правовые проблемы суррогатного материнства, психологически законодатель еще не готов предложить исчерпывающий механизм регулирования, снимающий потенциальные конфликты.

Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Моральные проблемы суррогатного материнства серьезны, но не настолько, чтобы отказаться от его использования. Риски компенсируются пользой, который эта технология может принести обществу.

Оцените статью
Surrogate-Mothers.ru
Добавить комментарий

  1. Света

    Большинство родителей, которые не могут или не хотят заводить своих детей, ищут суррогатную мать. Но тут встает вопрос этики.
    Может ли женщина на какое-то время стать матерью для чужого ей ребенка?
    В России, например, такие женщины не пользуются особой популярностью.
    По данным социологов, только 4% из их числа решились на такой поступок.
    В Европе этот процент уже в 10 раз выше. В Японии же количество суррогатных матерей достигает 70%.
    А вы бы смогли пойти на такое?

    Ответить