Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизм

Форма экстракорпорального оплодотворения, при которой эмбрион вживляется в матку другой женщины, получившая название суррогатного материнства, до сих пор вызывает немало споров и неоднозначное к себе отношение. В общественные диспуты свою лепту вносят и священнослужители различных направлений и конфессий: православные и католики, приверженцы ислама и иудаизма.

Официальная позиция русской православной церкви

Представители русской православной церкви неоднократно обсуждали на своих синодах и собраниях отношение церкви к суррогатному материнству. И православные, и католики независимо друг от друга пришли к выводу о том, что искусственное рождение человека неприемлемо для христиан.

Почему церковь против суррогатного материнства, причины

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмВо время обсуждения столь щепетильной проблемы суррогатного материнства многие представители русского православия высказались категорически против этой формы медицинской помощи бесплодным женщинам. Свою официальную позицию РПЦ выразила в документе, получившем название «Основы социальной концепции», в которой высказала свое отношение к суррогатному материнству, как явлению противоестественному и морально недопустимому, вне зависимости от того, за деньги это делается, или по иным соображениям. РПЦ считает, что суррогатное материнство разрушает глубокую эмоциональную и духовную близость, которая устанавливается между матерью и плодом в период вынашивания. Церковь пришла к выводу, что суррогатное материнство травмирует:

  • женщину, вынашивающую дитя для другой семьи;
  • ребенка, который впоследствии испытает кризис самоcознания.

Православие признает допустимым только искусственное осеменение половыми клетками мужа, так как при этом способе оплодотворения сохраняется единство семьи, и этот способ репродуктивной помощи наиболее близок к естественному. РПЦ признает недопустимым хранение, консервацию, и тем более, намеренное уничтожение эмбрионов, созданных искусственным путем.

Как православие относится к родителям, обратившимся к суррогатной матери

Церковь считает, что, если Бог не дает ребенка семье, и супруги, испробовав все медицинские способы пополнения семьи и не получив желаемого результата, должны смириться. Либо молитвой м постом заслужить милость Божию. Обратившиеся к суррогатной матери по мнению церкви, идут против воли Господа. Они должны покаяться перед Богом в совершенном грехе.

Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что супружеские пары, не имеющие возможности родить своих детей, должны смириться с промыслом Божьим. Они могут усыновить малыша. Дети, живущие в приютах и в детских домах, будут счастливы обрести семью.

Как церковь относится к суррогатной матери

Некоторые священники прямо называют суррогатное материнство проституцией. Протоиерей Дмитрий Смирнов в интервью REN-TV назвал суррогатное материнство худшим из видов проституции. Свою мысль он пояснил так: «Что такое проституция? Это — торговля своим телом. Почему худшим? Женщина торгует не только первой стадией своей родовой деятельности, но и самой родовой деятельностью. Она торгует своим телом. Женщину используют как корову, или как инкубатор». По мнению священника, эта услуга доступна только для «богатеньких».

Как церковь относится к суррогатному ребенку

Церковь ставит превыше всего человеческую жизнь. И каждую новую жизнь готова принять. Ребенок не виноват в том, что он родился таким путем. Церковь не отказывает в крещении детям, но через новорожденных младенцев выражает свое отношение к родителям. Церковь считает, что супруги, зачавшие младенца искусственным путем, согрешили против Бога и должны покаяться перед Ним в совершенном грехе.

ЭКО с точки зрения православия

ЭКО, или экстракорпоральное оплодотворение — это искусственное оплодотворение яйцеклетки мужскими сперматозоидами и образование эмбриона. В процессе выполнения этой процедуры, как правило, создаются несколько эмбрионов, из которых выбираются наиболее жизнеспособные, с точки зрения врача. Остальные зародыши обречены на гибель. Церковь видит в эмбрионе — полноценного человека. Убийство — будь то взрослый, или зародыш в эмбриональной стадии — церковь осуждает. ЭКО создает угрозу человеческому зародышу, и потому церковь выступает против ЭКО.

Аргументы священнослужителей

Православные священнослужители активно обсуждали вопросы ЭКО и суррогатного материнства, рассказывая верующим о том, как церковь относится к суррогатному материнству и почему: Некоторые из их высказываний представлены в этой статье.

Священник Павел Островский

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмЯ поясню, почему православная церковь выступает против экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства.

Во-первых, в процессе ЭКО происходит искусственный отбор яйцеклеток и сперматозоидов, а потом и оплодотворенных зародышей. Душа вселяется в человека, как только происходит слияние двух клеток и образование эмбриона. Человек берет на себя роль Бога, решая, какой из этих душ предстоит продолжить жить, а какие должны погибнуть.

Во-вторых, человечек, находясь в животе беременной женщины уже начинает свое общение с нею, и свое воспитание. И каково ему приходится, когда он понимает, что женщина отказывается от него, не успев еще родить. Ведь он все это чувствует.

В-третьих, суррогатное материнство породило стремление супружеской пары родить своего, а не просто стать папой и мамой для малыша. Если супруги хотят стать родителями, они могут пойти в в опеку, усыновить ребенка и стать для него папой и мамой. Ребенок, рожденный суррогатной матерью, живет как правило, не очень счастливо, потому что супружеская пара не может принять его целиком. Особенно женщина, понимающая, что не она родила этого ребенка. Младенец, выношенный другой женщиной, как губка успел впитать ее воспитание, и уже не может стать для родителей только своим. Он будет метаться между родившей его женщиной и родной матерью. И никогда не будет чувствовать себя полностью счастливым.

Отец Пантелеймон, епископ Смоленский и Вяземский

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмЦерковь против суррогатного материнства, потому что оно разрушает взаимоотношения между людьми. Суррогатное материнство способно развалить семью. Как развитие технологий разрушает природу, внeшний мир, так и суррогатное материнство разрушает внутренний мир матери.

То, что наука доказала сейчас, церковь знала издавна. Ребенок все чувствует, находясь во чреве матери. Из Евангелия известно, что, когда Праведная Елизавета, беременная Иоанном, встретила Марию, которая вынашивала в этот момент Иисуса, младенец Иоанн взыграл при приближении Марии. Церковь против абортов по этой же причине. Ребенок, будучи в зародышевом состоянии, чувствует боль. За 9 месяцев вынашивания ребенок успевает сродниться с женщиной, которая его выносила, и он испытывает страдания, когда женщина отказывается от него.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмОтец Димитрий назвал закон о суррогатном материнстве фашистским. При этом отметил, что в Германии, пострадавшей от фашизма, суррогатное материнство запрещено, и за это сажают в тюрьму. Рождение девочек от суррогатной матери Киркоровым отец Димитрий назвал PR-акцией. Он выразил опасение за судьбу девочки, которая, скорее всего будет богатенькой, но вряд ли будет счастливой, не зная родной матери.

Отец Аркадий Маковецкий, настоятель Храма Святого Василия Великого

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмОтец Аркадий Маковецкий назвал суррогатное материнство вмешательством человека в природу. От суррогатного материнства страдает и ребенок, родившийся во чреве неродной матери, и сама женщина, которая за время вынашивания успевает привыкнуть к ребенку, и разлука с ним становится зачастую трагедией.

Взгляд католической церкви на суррогатное материнство

Католическая церковь проявила единодушие с православием в отношении к вынашиванию и рождению ребенка посторонней женщиной для другого лица или супружеской пары. Генеральный секретарь Конференции католических епископов России, администратор Московского прихода святых Петра и Павла, священник Игорь Ковалевский тоже назвал проституцией данную вспомогательную технологию. Свою точку зрения он пояснил так.

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмРождение ребенка — дело богоугодное, не имеющее ничего общего с походом в торговый центр, и к ребенку нельзя относиться как к товару, или некоему биоматериалу. Католическая церковь считает, что душа соединяется с телом в момент зачатия, и поэтому зародыш обладает свойствами и правами человеческой личности. Поэтому к не родившемуся человеку следует относиться как к личности. Рождение ребенка неродной для него матерью не учитывает интересов этого ребенка, ставшего предметом купли-продажи. И хотя появление на свет малыша от суррогатной матери преследует праведную цель, она не может быть достигнута любыми средствами.

По мнению Ковалевского, представляющего в нашей стране католическую церковь, вспомогательная репродуктивная технология разрушает институт семьи, а ребенка лишает права на родителей. Однако, католическая церковь не против экстракорпорального оплодотворения, если эмбрион подсаживается супруге, поскольку в этом случае сохраняется единство семьи. Католическая церковь не запрещает крестить детей, рожденных суррогатными матерями, поскольку дети не должны нести ответственность за грехи своих родителей.

Таким образом, католическая церковь против суррогатного материнства. И вероятно, церковь оказала веское влияние на непринятие законов о суррогатном материнстве в католических странах.

В 1991 году в Германии был принят «Закон о защите эмбрионов», согласно которому преступлением признается стремление в любой форме осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, в том числе и попытка имплантировать ей эмбрион человека.

Суррогатное материнство запрещено во Франции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Италии, Австрии и других европейских странах.

Ислам. Что говорит шариат о суррогатном материнстве

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмПриверженцы ислама не настолько единодушны в отношении к новым технологиям, как христиане. Здесь можно столкнуться с противоположными точками зрения. Представители Ислама считают, что ЭКО не противоречит канонам шариата при условии, что в ЭКО участвуют яйцеклетка жены и семя мужа. Нельзя пользоваться банком спермы и свою сперму сдавать тоже нельзя. Чужие донорские клетки нельзя использовать для зачатия младенца при бесплодии мужа. Нельзя вводить эмбрион чужой женщине. Ислам выступает против суррогатного материнства, так как исламские богословы считают, что младенец наследует черты и от женщины, которая выносила его. Это как раз то, о чем говорили православные священники, отмечая, что ребенок, рожденный суррогатной матерью не станет полностью своим в семье, для которой он был рожден.

Таким образом, в исламе не запрещено экстракорпоральное оплодотворение, если оно совершается в пределах семьи, но запрещается суррогатное материнство.

В мусульманских семьях практикуется усыновление детей-племянников при добровольном согласии их родителей. Другими словами, брат или сестра, с согласия второй половины может отдать новорожденного своему бесплодному родственнику (супружеской паре). Таким образом, кровные родители имеют возможность наблюдать, в каких условиях живет их кровный ребенок и как к нему относятся приемные родители.

Опираясь на постулаты шариата, в ОАЭ принят законопроект о развитии репродуктивной медицины, который разрешает замораживание эмбрионов и половых клеток человека, однако запрещает донорство половых клеток и суррогатное материнство.

Вспомогательная репродуктивная технология успешно развивается в Киргизии, разрешена в Иране, Казахстане, но запрещена в Турции, Азербайджане и ряде других мусульманских стран.

Иудаизм. Суррогатное материнство в Израиле

Взвешенно подходят к суррогатному материнству священнослужители Израиле. В этой стране новая репродуктивная технология разрешена как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.

Как церковь относится к суррогатному материнству: православие, католицизм, ислам, иудаизмЕврейские священнослужители начали обсуждение вопроса, как относиться к новым репродуктивным технологиям еще полвека назад, когда эти технологии еще бродили в умах ученых. И тогда они пришли к выводу, что незаконнорожденным считается ребенок, зачатый вне брака, в прелюбодеянии. Все остальные способы зачатия и вынашивания признаются допустимыми, а дети, рожденные любым искусственным путем, законными.

Иудаизм рассматривает как фундаментальный принцип религии постулат о том, что человек рожден по образу и подобию Божию. И стремление произвести на свет новую жизнь соответствует заповеди Господа «Плодитесь и размножайтесь». Бог не запрещал людям лечиться и дал средства для излечения. Суррогатное материнство, по мнению иудеев — одно из таких средств.

Обратите внимание, как разнятся позиции у иудеев и православных. Православные считают, возникновение вспомогательных репродуктивных технологий нежеланием человека смириться с промыслом Божьим, гордыней. А иудеи и мусульмане напротив расценивают новые технологии, как Божий дар.

Суррогатное материнство допускается только в тех случаях, когда испробованы все другие способы зачатия, и они не дали положительного результата. Суррогатное материнство допускается в тех случаях, когда вынашивание ребенка законной супругой невозможно по медицинским показателям, либо существует угроза гибели женщины или ее плода.

Но суррогатное материнство не допустимо в следующих случая:

  • если женщина занимается собственной карьерой,
  • она боится испортить фигуру и стать непривлекательной для мужа;
  • попросту не желает вынашивать ребенка.

В Израиле, живущем 6 тысяч лет по иудейским законам, решение о суррогатном материнстве выносится комиссией из врачей и государственных работников.

Есть ли религии, которые не осуждают суррогатное материнство

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что не осуждает суррогатное материнство иудаизм, относительную лояльность к нему проявляет исламская религия. Ислам запрещает подсаживать яйцеклетку посторонней женщине. Но если вспомнить, что мусульмане практикуют многоженство, можно прийти к выводу, что суррогатное материнство условно разрешено. Ведь выносить ребенка для своего мужа и неспособной жены с таким же успехом может другая жена. И это не будет прелюбодеянием с точки зрения Ислама.

Мы ничего не сказали еще об одной мировой религии, которую исповедуют 7% населения земли. Это буддизм, оказавшийся самой демократичной и лояльной религией из всех. Буддизм допускает любые современные технологии воспроизведения человека: ЭКО, ИКСИ (инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита), суррогатное материнство. Правда, в Китае суррогатное материнство запрещено, и поэтому китайцы едут за малышами в Россию. Европейцы предпочитают ехать в Индию, где тоже нет запрета на суррогатное материнство.

Если отбросить в сторону религиозную схоластику и догматику, то напрашивается единственный вывод. Христианское вероисповедание заботится о душе и духе, об эмоциональном состоянии родителей и ребенка, задумываются о том, что суррогатное материнство внесет разлад в семью. Ислам и иудаизм проявили в отношении к суррогатному материнству больше практичности, и совсем не берут во внимание внутрисемейные отношения и духовную составляющую человеческой жизни, чувства и переживания нового человека.

Оцените статью
Surrogate-Mothers.ru
Добавить комментарий